Как грамотно составить резюме и сменить профессию

Если у вас мало опыта, базовый набор знаний, в конкурентах десятки человек, приходится бороться за внимание HR-менеджера. Узнайте, как правильно составить резюме, чтобы попасть на собеседование.

Время чтения: 10 мин.
Рисунок, на котором схематически изображены три резюме

Составление резюме – процедура, которая вызывает сложности независимо от опыта и знаний. Такая необходимость может возникнуть как у выпускника, только начинающего карьерный путь, так и у профессионала, внезапно захотевшего сменить сферу деятельности. В условиях высокой конкуренции нужно суметь привлечь внимание HR-менеджера, который ежедневно рассматривает сотни заявок. Чтобы попасть на собеседование, нужно убедить рекрутера в своих знаниях и опыте. В представленной статье мы расскажем, как составить резюме для устройства на работу, а также об основных правилах и типичных ошибках.

Советы соискателям по составлению резюме

На фоне неба деревянный указатель с надписью Работа мечты

Резюме – документ, который помогает работодателю найти соискателя и понять, насколько он подходит ему в профессиональном плане. Чтобы привлечь и заинтересовать рекрутера, нужно:

  1. Составить краткое и структурированное резюме объемом не более 2 страниц формата A4.
  2. Описать опыт работы, релевантный интересующей вакансии.
  3. Указать все достижения в цифрах (по возможности).
  4. Прикрепить сопроводительное письмо от предыдущего работодателя с указанием ваших преимуществ, ключевых навыков и способностей.
  5. Прикрепить свое портфолио, если собираетесь работать дизайнером, журналистом или другим специалистом, работу которого оценивают по практическим знаниям и опыту.

Перед тем как указать в документе свои социальные сети, наведите в них порядок. Проследите за тем, чтобы фотографии и посты отражали ваши стремления и ценности. Как альтернатива, можете завести отдельную рабочую страницу.

Интересующая должность и зарплата

Конкретизируйте должность, в которой вы заинтересованы. Ее название должно быть кратким и понятным, потому что по этому принципу рекрутеры отбирают соискателей. Исключением может быть случай, когда вы хотите откликнуться на конкретную вакансию, например, «бухгалтер по расчету заработной платы» или «специалист по рекламе в социальных сетях». Если вы хотите откликнуться на предложение, охватывающее несколько направлений, составьте анкету для каждого из них. Так можно увеличить свои шансы в несколько раз.

Указывать желаемую зарплату желательно, но не обязательно. Здесь также нужно быть объективным. Завышенный «ценник» способен отпугнуть потенциального работодателя, а слишком низкий – неправильно истолковать опыт работы и знания. Чтобы не упустить рекрутера и не навредить собственным интересам, укажите сумму на 15-20 % выше нынешней зарплаты. Не забывайте о средней зарплате по региону. Если указанная сумма будет выше нее более чем на 40 %, ваши шансы снизятся.

Личные данные и контакты

Чтобы персонализировать резюме и привлечь внимание, прикрепите к нему фотографию. Это должен быть портретный снимок или качественное селфи. От снимков в компании друзей, с фильтрами и масками лучше отказаться. В любом случае если вы дойдете до собеседования, рекрутер познакомится с вами лично. Фотография должна быть актуальной, а не сделанной в студенческие времена.

При указании адреса можно ограничиться районом или ближайшей станцией метро. Потенциальному работодателю не обязательно знать номер квартиры или дома, в котором вы живете. Для работы лучше создать отдельную электронную почту, которая подчеркнет деловой подход. Ники, вроде vasilek1990@mail.ru или chudo_zhenshina@gmail.com, не подойдут.

Основное и дополнительное образование

Перед тем как составить резюме, убедитесь, что располагаете знаниями и навыками для интересующей должности. В нем нужно указать информацию об образовании, релевантном вакансии. Напишите, какой ВУЗ и в каком году вы закончили. Если у вас несколько дипломов, укажите тот, который лучше всего соответствует должности. Если у вас два диплома, один из которых о высшем образовании, а второй – о среднем, указывайте только первый. При необходимости можете упомянуть ССУЗ во время собеседования.

Большинство HR-менеджеров отдает предпочтение соискателям, которые постоянно обновляют знания и совершенствуют навыки. Поэтому если вы проходили курсы, тренинги и онлайн мастер-классы по указанной специальности, напишите об этом в резюме. Главное, чтобы сертификаты были актуальными и релевантными.

Ключевые навыки

Рисунок, на котором изображена схема резюме и образ соискательницы с ноутбуком в руках

При написании резюме указывайте знания и навыки, релевантные интересующей должности. Если вы претендуете на должность бухгалтера, укажите, что умеете:

  • вести кассовые операции,
  • оформлять первичную документацию,
  • составлять налоговую отчетность,
  • контролировать операции по реализации с НДС,
  • обрабатывать выписки и т.д.

У каждой специальности свой набор базовых навыков. Указывая их в резюме, вы упрощаете работу HR-менеджера и увеличиваете свои шансы на то, что попадете в его цель.

Помимо ключевых навыков, нужно указать личные качества. В топ-5 входит коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, исполнительность и внимательность. Здесь тоже старайтесь писать правду, чтобы в дальнейшем оправдать ожидания.

Помимо ключевых навыков, нужно указать личные качества. В топ-5 входит коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, исполнительность и внимательность. Здесь тоже старайтесь писать правду, чтобы в дальнейшем оправдать ожидания.

Опыт работы и достижения

Если вы не выпускник вуза, в вашем резюме должен быть указан опыт работы. Внимание рекрутеров привлекают заявки соискателей, у которых стабильный, цельный и последовательный карьерный путь без больших перерывов. Если вы делали паузы, обоснуйте их. Это может быть декретный отпуск, повышение квалификации, магистратура в зарубежном вузе или фриланс. При наличии 10-15-летнего непрерывного стажа, опишите последние 5 лет. Укажите должность и обязанности, которые выполняли на предыдущей работе.

Потенциальному работодателю важно не только то, сколько вы проработали на предыдущем месте, но и чего достигли за это время. По возможности можно описать свои достижения в цифрах. Например, вы можете указать:

  • средний чек сделок;
  • количество реализованных проектов;
  • общую сумму закрытых сделок;
  • количество изготовленной продукции за определенный промежуток времени.

Избегайте оценочных суждений и абстрактных фраз. Достижения, указанные в цифрах, расскажут о вас больше, чем субъективная оценка своих способностей.

Рекомендации и сопроводительное письмо

Сопроводительное письмо – письмо от предыдущего работодателя, в котором он кратко описывает ваши способности и достижения. Это официальный документ, который должен содержать полное наименование компании, контакты и печать. Это нужно для того, чтобы у потенциального работодателя была возможность связаться с предыдущим руководителем и получить необходимую информацию.

Образец резюме

Составление резюме – это не тот случай, когда нужно «лить воду» и, наоборот, занижать свои способности. Нужно быть максимально объективным и честным. В любом случае на собеседовании HR-менеджер перепроверит информацию. Ваша задача – привлечь его внимание к своей анкете. Ниже мы прикрепили образец резюме, который можно использовать в качестве ориентира.

Пример резюме

У каждой должности могут быть свои ключевые навыки. Одни профессии требуют стрессоустойчивости, вторые – коммуникабельности, третьи – ораторского мастерства. Отталкивайтесь от той вакансии, которая вас заинтересовала.

Ошибки при составлении резюме

После того, как документ составлен, желательно проверить его на грамотность и привлекательность. Опытные HR-менеджеры не рекомендуют:

  • допускать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • указывать сразу несколько интересующих должностей (конкретизируйте цель);
  • использовать жаргонные выражения и профессиональные термины;
  • прикреплять неактуальную фотографию;
  • обманывать и завышать ожидания рекрутера;
  • растягивать анкету более чем на 2 листа;
  • растягивать анкету более чем на 2 листа;

При необходимости можно прикрепить рекомендательное письмо, однако даже одной анкеты, заполненной по правилам и нашим рекомендациям, будет достаточно. Перечитайте резюме на следующий день, чтобы освежить впечатления. Если вы не уверены, что правильно его составили, обратитесь к экспертам, которые оказывают соответствующие услуги.


(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
Поделитесь статьей

Комментарии (1)
Александр
Редактировать 04.07.2019, 17:47

Крутая статья, точнее две – резюме при смене профессии и как начать работать в интернет-маркетинге. Прям под меня написаны. Спасибо, очень помогли!

Ответить
Пройти тестирование

Проверьте свои знания интернет-маркетинга

Бесплатные вебинары

Раскрываем полезные темы для интернет-маркетологов!

Возник вопрос? Задай!

Свяжитесь с нами, и мы расскажем о всех подробностях обучения

Подпишитесь на рассылку

Полезные статьи, дайджест и анонсы курсов. Без спама.